ООО "Научно-Производственное Предприятие "Раритетъ"

г. Москва
ул. Тверская, 16, стр. 1, офис Б805
Отдел оптовых продаж:
Тел. : +7 919 430-99-97
Отдел розничных продаж:
Тел. : +7 495 763-11-42
Тел. /факс: +7 495 212-02-52
г. Белгород
ул. Сумская, 8, офис 324
Отдел оптовых продаж:
Тел. : +7 919 430-18-10
Отдел розничных продаж:
Тел. : +7 4722 22-30-74
Меню

Храм Священномученика Климента папы Римского, г.Москва

Спустя 70 лет молчания в Москве у храма Священномученика Климента на Пятницкой звучали молебны. Проводились они под открытым небом, в любую погоду — будь то дождь, снег или ветер — как надежда на возрождение великого русского собора. И храм воспрянул к жизни — сначала с переданным прихожанам в 2005 году Знаменским приделом. А в 2008 году после возвращения верующим всего храма, началась грандиозная реставрация.

История

Памятник мирового искусства, «Замоскворецкое чудо», как в былые времена называли собор Святого Климента папы Римского - единственный храм Московского посада, сохранившийся после Наполеоновского пожара 1812 года. На 2 века ранее место, на котором возвышалась тогда еще каменная церковь, было прославлено боем, который был дан ополченцами Минина и Пожарского в защиту Кремля от поляков. «Сражение при Клементовским острожке было, как бы, зерном спасения Москвы и России» - отмечали позднее историки, а сам храм, как свидетель важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». 



Климентовская церковь простояла до 1756 года и пришла в полную ветхость. Возобновившаяся история храма также связяна с военной победой, уже внутригосударственной. Новый собор строился под покровительством императрицы Елизаветы Петровны, пришедшей к власти силами Преображенского полка. Восшествие на престол новой российский императрицы состоялось 8 декабря 1740 года, в день памяти Священномученика Климента папы Римского. Поэтому вновь возведенный собор именовали храмом Священномученика Климента, а главный алтарь возвели в честь Преображения Господнего. Новый московский собор, который возник в период бурного строительства Санкт-Петербурга, заметно отличался от храмовых строений как в первой столице, так и во всей империи. 

Немало усилий в создание облика храма приложил наместник Крыма, граф Петр Воронцов — именно он инициировал создание уникального многоярусного иконостаса, который стал сердцем и основным ансамблем собора. Огромной высоты — около 30 метров — пятипридельный иконостас спроектрировали приглашенные графом итальянские архитекторы, а воплощали его в жизнь русские мастера, выполнившие изысканную сложнейшую резьбу и дальнейшее золочение по исконно русским технологиям. 

Барочная архитектура фасада передает роскошную пластику линий и очертаний собора, а интерьер храма в стиле рококо не имеет аналогов. 

«Это уникальный памятник мирового искусства», - говорит Леонид Калинин, настоятель храма Священномученника Климента папы Римского. - «Несмотря на то, что он внешне похож на западноевропейский, наш храм совершенно отличается по смыслу и образу. Это не дворцовое рококо, а удивительное воплощение архитектурного стиля в богатстве форм как попытка передать все многообразие творения Божьего».

Священномученик Климент

Храм Священномученика Климента папы Римского уникален не только внешним и внутренним видом, но и духовным содержанием. Большинству наших современников его имя ни о чем не говорит, но так было не всегда. В домонгольский период Климент, ученик апостола Петра, был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, изображения Святителя можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Праведная жизнь, апостольский подвиг и многие тысячи последователей сделали Климента почитаемым, как в католическом, так и православном мире. Но издревле Святитель Климент считается великим покровителем именно русской земли. 


Через несколько веков после мученической смерти Климента в Херсонесе, ученые-проповедники Кирилл и Мефодий, взяв святые мощи апостола, едут с ними в Рим. Узнав об этом, к ним вышел сам папа Адриан. То, что произошло далее, было равносильно чуду. Переведенные проповедниками на славянский язык богослужебные книги были освящены папой, хотя в ту пору в западной церкви только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Так, впервые зазвучали молитвы на славянском языке, а русская земля получила свою письменность и культуру.

Позже князь Владимир перевез мощи Священномученика Климента в Десятинную церковь, и с этой апостольской святыней крестил Русь. Первая христианская святыня на Руси стала исключительно почитаемой, а образ Священномученика Климента и по сей день ассоциируют с защитником русской земли.

Возрождение храма

Один из самых красивых храмов Москвы был закрыт в 1934 году и чудом уцелел от уничтожения. Здание было передано Государственной библиотеке им. Ленина для фондового хранения, благодаря чему сохранились уникальные иконы и многоярусный иконостас.
В 2008 году в храме начались восстановительно-реставрационные работы.

«Храм был в руинах: сильно поврежден фасад, текла кровля, разбиты окна, на иконостасе гнездились птицы», - вспоминает о состоянии храма до реставрации настоятель Леонид Калинин. - «Первое, что мы сделали, - залатали дыры, привели в порядок фасад и своды собора, а затем приступили к восстановлению интерьера храма».

Одним из сложнейших этапов реставрации стало восстановление уникального иконостаса. Местами прогнивший, с большой долей утрат различной степени, иконостас требовал виртуозной работы реставраторов.

«Чистая, скурпулезная реставрация, - рассказывает о проекте руководитель декоративно-прикладных мастерских РСК «Возрождение» Александр Зуев. - «По каждому фрагменту этого уникального объекта собирали художественный совет. Мы обсуждали каждый ярус, принимали решение, а затем приступали к восставлению. Убирали загрязнения, укрепляли и оживляли авторский левкас (грунт).»

После того, как основа была восстановлена, мастера стартовали завершающий процесс — золочение. Для этого поставили специальные «леса» так, чтобы не повредить оригинальную позолоту на иконостасе, и вели позолотные работы сверху — вниз, аккуратно по каждому ярусу 30-метрового иконостаса.

Задача не перезолотить, а восстановить стала главной для художников-реставраторов. Для того, чтобы позолота была исполнена в манере оригинала, а также совпадала с цветом покрытия, позолотчики применяли сусальное золото российского производителя НПП «Раритетъ».

Около года понадобилось мастерам для того, чтобы иконостас снова засиял своим великолепием, как впервые в 1772 году. Роскошная композиция, изысканные формы, выразительные линии, струящийся золотой свет: удивительная гармония земного стиля в воплощении Величия Божьего.


Два серьезнейших этапа реставрации храма Священномученика Климента завершены, впоследствии собору предстоит восстановление уникальных икон храма.

Источник: http://e-vestnik.ru/